Обо мне

Как я стал профессиональным фотографом

Первый раз я взял в руки фотоаппарат в 1983 году, для того, чтобы сделать фотографии для дембельского альбома.

Это был довольно простой фотоаппарат «Смена-8м», однако фотографии сделанные им и сейчас будят мои воспоминания о двух годах из моей жизни, проведенных в модельной обуви под названием «кирзачи».

В то время было недостаточно просто нащелкать сюжеты, нужно было самому проявить пленку и напечатать фотографии.

Так я был вынужден научиться и этому. Проявлял пленку и печатал фотографии я в каптерке, после отбоя. Сушил отпечатки, накатывая их на стекло. Так, что дембельский альбом, и есть мой первый фотоальбом, правда выполненный без применения модных нынче программ Photoshop и Page gallery. Хотя первый опыт в фотосъемке и оказался достаточно удачным, он не пробудил в моей душе мысли сделать фотографию своей профессией.

Настоящая встреча с миром профессиональной фотографии произошла гораздо позже, в 1989 году.

В бурные перестроечные годы. В поисках дополнительного заработка я устроился на работу в фотостудию. Правда эта работа мало напоминала работу профессионального фотографа.

Состояла она в первое время в том, чтобы ночью, когда смена печатников закончится, а в промывочных ваннах скопится огромное колличество отпечатанных фотографий с модными в то время западными девицами «деза билье», качками и каратистами, переложить все это фотографическое изобилие в ванны с формалином, высушить на АПСО ( большом глянцевателе барабанного типа ), порезать и разложить по конвертам.

За ночь удавалось обработать таким образом до тысячи фотоотпечатков 18х24 см, это приносило не плохие деньги, но чуть не привело к физическому истощению.

Работать и днем и ночью довольно утомительно. Поразмыслив на досуге, я принял решение, изменившее мою жизнь. Решил посвятить себя фотографии, и только ей.

Правда способствовало принятию моего решения серьезное продвижение в карьерной лестнице, из подсобника я превратился в более квалифицированного работника фотобизнеса - печатника.

Ни о каких проявочных машинах не было и речи. Весь процесс проявки, отбеливания и фиксирования цветных фотоотпечатков выполнялся в ручную, в эмалированных тридцатилитровых кухонных баках.

Химия была едкая до такой степени, что при любом сколе эмали, бак проедался реактивами насквозь.

Вобщем романтика, присущая работе фотографа отсутствовала полностью. Но время не стоит на месте. Я перешел на должность выездного фотографа.

Эта достаточно увлекательная работа состояла в том, что с фотокамерой «Зенит-ЕТ» и фотовспышкой я ходил по квартирам клиентов фотостудии, и фотографировал все , что заказывали: детей, животных, семейные пары, стариков на паспорт, посуду и художественные ценности для вывоза за границу.

Весьма разнообразные просьбы клиентов, возникающие в процессе фотосъемки, нуждались в более серьезной теоретической подготовке, и я поступил на фотографический факультет Московского политехникума им.Моссовета, на заочное отделение.

Карьера фотографа в фотостудии службы быта Московского фотокинообъединения достигла своего пика, я стал фотографом в павильоне художественной фотосъемки.

Стоимость проведения профессиональной фотосъемки и изготовления фотографий в профессиональной фотостудии в то время, была более чем доступной.

Очередь из желающих запечатлеть свое чадо, домашнего любимца, женщин жаждущих получить приличное фото для знакомства, не иссякала.

Работа в службе быта, это великолепная школа для человека изъявившего желание стать профессиональным фотографом.

Так продолжалось пять лет. Но однообразность наскучивает, захотелось чего-то нового, и я решил сменить место работы.

В 1996 году, после испытательного срока, меня приняли на работу в фотосалон Управления делами Президента Российской Федерации бывшую фотографию ВЦИК, основанную указом Председателя Совнаркома В.И.Ленина в 1918 году. Техническое оснащение фотосалона производило впечатление: проявочные машины шириной 80 см, для ручной проявки фотоотпечатков, фотоувеличители фирмы Durst и De Vere, проявка листовой и рулонной фотопленки в машинах Jobo, цветоанализаторы, ионизатор - прибор для снятия статическрго напряжения с фотопленки.

Специалисты фотосалона, весьма квалифицированные работники, но и они имели «ахилесову пяту».

Каждый из них был узким специалистом. Я же, после работы в службе быта умел фотографировать как художественные портреты так и на документы, с фотопечатью вообще не было проблем.

Я попал в эту крутую контору в период предвыборной гонки Президента Б.Н.Ельцына, он балотировался на второй срок, много ездил, награждал артистов, писателей, ученых и просто заслуженных людей.

Так, что, работы хватало.

Однажды произошло то, что когда-нибудь должно было произойти.

Заболел ведущий фотограф, а заведующий слег с приступом язвы в ЦКБ. На фотосъемку идти кроме меня некому. Я ходил на мероприятия с участием первых лиц государства в качестве ассистента, но о самостоятельной работе ни кто и не заикался, не принято.

Чтобы занять место фотографа, нужно отработать довольно долго, потаскать оборудование, сдать квалификационный экзамен.

Но форс мажор - если не я то кто?

В тот памятный день состоялось две съемки, вручение верительных грамот послами иностранных государств Президенту Ельцыну и вручение государственных наград деятелям искусств.

Мероприятия проводились в соседних залах Большого Кремлевского дворца, Владимирском и Георгиевском. Не могу сказать, что меня трясло перед съемкой, но бодрым я явно не был.

Фотографировать Президента мне еще не доводилось.

Дело в том, что фотографы нашей конторы стоят не в толпе репортеров, а практически в центре зала, точно напротив того места, где Президент принимает грамоты.

Кажется, что взоры всех присутствующих в зале обращены на тебя. Фотография делается в тот момент, когда грамоты переданы, а посол встал вместе с Президентом РФ лицом к залу.

Вроде все просто, но посол может не дождаться момента фотографирования и уйти. Чтобы не допустить этого после двухкратного экспонирования фотограф подает условный знак кивком головы, т.к. фотографии в дальнейшем изготавливаются в нескольких экземплярах: один службе протокола Президента РФ, один Министерству иностранных дел и собственно Послу.

Неудачные фотографии - чуть ли не повод к государственному скандалу.

Фотосъемка производиась при большом количестве участников, на негатив 6х7 фотоаппаратом Mamiya RZ67, цифровых камер не существовало.

Началось мероприятие, и надо же такому случиться, что посол Молдавии, мужчина высокого роста, вручил верительные грамоты, обменялся рукопожатием с Президентом РФ, встал рядом с ним и сразу пошел на место.

Ситуация безвыходная, сделав кадр, я поднял голову. Выражение моего лица было соответствующее. И вдруг слышу голос Ельцына:-«Успел?».

Я отрицательно покачал головой. К всеобщему удивлению Б.Н.Ельцын вернул посла, я произвел фотосъемку, и тем самым мы избежали скандала.

В моей дальнейшей практике профессионального фотографа было еще очень много фотосъемок Б.Н.Ельцына и следующего Президента Р.Ф. В.В.Путина, но эта первая, запомнилась навсегда.

Именно Ельцын помог мне преодалеть барьер.

Кого бы не фотографировал профессиональный фотограф, это только клиент, и выказывать уважение нужно профессиональным исполнением своих функций, а не трепетом.

После этого случая мои дела пошли в гору, через год я стал ведущим фотографом, а вскоре и заведующим фотосалоном.

Я проработал на этой должности до декабря 2005 года.

Но чтобы не терять квалификацию, нельзя все время снимать одно и тоже. Снимал на форматную карданную камеру реставрацию Большого Кремлевского дворца.

Работал над книгой посвященной Русской Православной церкви и Патриарху Алексию II.

Я познакомился с Татьяной Михалковой, Президентом благотворительного фонда «Русский силуэт», и объездил с ее фондом полстраны.

Снимал модные показы на фестивале Российского искусства на Лазурном берегу в Каннах, на престижных показах в Москве и Санкт-Петербурге.

Летом 2005 года принял участие в создании представительского альбома для РАО ЕС России под названием «85 лет плану ГОЭРЛО».

Взял отпуск и отправился в странствие по стране.

Снимал электростанции на Баренцевом море, в Мурманской области, Санкт-Петербурге, Сургуте, Челябинске и Волгограде. Работа прошла удачно. Получив благодарность и внушительный гонорар, я задумался о дальнейшей своей судьбе.

В декабре я принял решение уйти с государственного предприятия и заняться карьерой свободного фотографа.

Осенью 2006 года был принят в члены «Гильдии рекламных фотографов России».

На Международном фестивале рекламной и коммерческой фотографии «Мастер» в 2006 году, работа сделанная в Сургуте заняла первое место в номинации «Бизнес, услуги, промышленность».

За прошедшие годы я работал со многими заказчиками, побывал в разных городах, на разных предприятиях.

В числе моих заказчиков оказались фирма «Европласт», ЧТПЗ-КТС, «Плаза стоун», «Альфа-цемент», «Московский ювелирный завод», Группа «Ист лайн», турецкая строительная компания «Sinerji», Галерея Валентина Рябова, «Mirax Group» и многие другие.

У Вас все-еще остались вопросы?

Позвоните мне +7 (925) 514-29-03, +8 (495) 708-21-53
или напишите email mdu221063@yandex.ru.