Фотосъемка системными вспышками

Прекрасной альтернативой студийному свету при фотосъемке на выезде является использование мобильных системных фотовспышек. Систему можно выстроить при помощи вспышек фирм Canon, Nikon, Sony (Minolta) и вспышек других производителей. Так как я использую аппаратуру фирмы Canon, то я и буду о ней говорить.

Имеющиеся в продуктовой линейке Canon вспышки серии EX 550 и 580 прекрасно подходят для решения практически любых задач по выездной, а в некоторых случаях и предметной фотосъемки. Я сознательно вывел из этого списка 430EX, т.к. она не является универсальной, в ней отсутствует возможность использования в качестве ведущей вспышки, а предусмотрена только функция ведомой. На мой взгляд заметно меньшая мощность импульса и отсутствие командных функций снижают привлекательность данной модели при фотосъемке несмотря на более низкую цену по сравнению с 500-й серией, хотя в качестве второй недорогой вспышки ее на начальном этапе можно рассматривать.

Системные фотовспышки можно использовать как в автоматическом режиме - у Canon система E-TTL, так и в ручном режиме. При фотосъемке в автоматическом режиме управление ведомыми вспышками осуществляется с ведущей вспышки, установленной на камере и переведенной в режим Master. Ведомые вспышки, установленные в режим Slave, воспринимают командный импульс с ведущей вспышки на встроенный инфракрасный приемник и выдают световой импульс в соответствии с замерами камеры. Сами ведомые вспышки в замерах не участвуют, поэтому передняя панель вспышки, а на ней находится датчик замера отраженной вспышки и инфракрасный приемник, может не смотреть непосредственно на объект фотосъемки. В этом случае более важным фактором является восприимчивость вспышкой инфракрасного сигнала, поэтому лицевую часть корпуса ведомой фотовспышки нужно направить в сторону ведущей вспышки, а если они не находятся в зоне прямой видимости, то в сторону любой другой вспышки, которая воспринимает сигнал от ведущей. Осветительные головки вспышки соответственно поворачиваются в сторону объекта фотосъемки или в какой-либо отражатель (для смягчения светового рисунка).

Вспышки соответственно необходимо закрепить. Для этого существует разнообразное количество фирменных штативных головок и переходников к ним, однако они отсутствуют в продаже и поставляются практически только под заказ, и стоят соответственно достаточно дорого. Прекрасной заменой в данном случае выступают штативные головки для крепления портативных вспышек и фотозонтов производства фирмы «поиск фото» (www.poiskfoto.ru).

Крепление портативной фотовспышки к штативной стойке при помощи головок выпускаемых фирмой «поиск фото».

Разнообразные головки этой фирмы покрывают все запросы. Причем, что немаловажно, они производят головки как с горячим башмаком, так и без него. Горячий башмак необходим вспышкам 550EX и 580EX при подключении к ним радиосинхронизаторов с синхрокабелем. У этих вспышек, в отличие от 580EXII, отсутствует синхроконтакт для кабеля и подключать синхронизатор приходится через синхроконтакт на головке. Это очень важно в случае расположения вспышек при фотосъемке в сильном удалении друг от друга, т.к. встроенные инфракрасные синхронизаторы могут не улавливать сигнала и проблему устраняют радиосинхронизаторы. Правда. в этом случае вспышка не работает в E-TTL. Выставляем на вспышках ручной режим, регулируем уровень мощности и, в зависимости от количества используемых вспышек, освещаем любую площадь во время фотосъемки. Возможно также попеременное (не одновременное) срабатывание фотовспышек, а также неоднократное срабатывание отдельных вспышек. Для этого на радиосинхронизаторах-приемниках разных вспышек устанавливаются различные каналы, радиосинхронизатор-передатчик снимается с камеры, на камере устанавливается длительная выдержка, а вспышки в необходимой последовательности и с нужным количеством срабатываний запускаются вручную, с переключением на передатчике каналов. Это очень интересный способ фотосъемки. Не всегда для фотосъемки большого и темного помещения хватает срабатывания фотовспышки даже на полной мощности, а количество самих вспышек может быть ограничено. Тогда двойное или тройное срабатывание фотовспышек (мультиэкспозиция) в то время, пока затвор у камеры открыт, дает возможность улучшить проработку деталей, использовать более закрытую диафрагму. Важно не забыть в настройках пользовательсктх функций 580 EX и 580 EXII выключить функцию экономии электроэнергии, а у 550-й рычажок питания переключить в положение I ( положение перед SE), чтобы вспышки не засыпали. Иначе придется их постоянно активировать в ручную. При работе в E-TTL вспышки лишены этой проблемы и активируются автоматически при предворительном нажатии на спусковую кнопку фотокамеры.

Конечно, при использовании в фотосъемке системных вспышек наиболее удобно применять систему E-TTL. С помощью командной фотовспышки на камере, предворительно разделив ведомые вспышки на группы (в Canon это соответственно группы A, B и C) можно, не сходя с места, изменять соотношение мощностей ведомых вспышек, и тем самым формировать светотеневой рисунок на фотографируемом объекте. В этом случае используется все передовое, что заложено в современных портативных фотовспышках. Единственным неудобством является проблема восприимчивости ведомыми вспышками сигнала от ведущей. Если поставить какую-либо из используемых вспышек за препятствие (угол, колонну и т.п.), то она срабатывать не будет. Тогда может помочь современный, но к сожалению недешевый прибор PocketWizzard. У этой фирмы есть модель радиосинхронизаторов для портативных фотовспышек с поддержкой E-TTL. Стоимость каждого приемника сопоставима со стоимостью вспышки, поэтому целесообразность применения данных устройств каждый фотограф определяет для себя сам.

Для изменения светового рисунка можно использовать различные насадки и отражатели. Пластиковый колпак-рассеиватель, зонт на отражение и на просвет, сотовые насадки и конусы, цветные гели, изменяющие цвет фотовспышки. Их использование помогает разнообразить рисунок света, добиться различных эффектов при портретной и предметной фотосъемке.

Пример использования портативных фотовспышек в предметной фотосъемке.

Пример получаемого изображения в предметной фотосъемке с применением портативных фотовспышек.

Важным преимуществом использования портативных фотовспышек при выездной и натурной фотосъемке является их независимость от наличия на месте фотосъемки энергосистемы необходимой для питания систем освещения, малые размеры и вес, питание фотовспышек от элементов AA доступных в любом месте. Если использовать для питания вспышек дополнительные аккумуляторные блоки ( для Canon CP-E4 ), то можно свести время перезарядки вспышки между кадрами до минимума и тем самым увеличить скорость фотосъемки, что немаловажно например для съемки модели в движении.

Одним из серьезных факторов применения портативных вспышек является также возможность фотосъемки с высокой скоростью синхронизации. Системные фотовспышки обеспечивают синхронизацию при фотосъемке на выдержке до 1/4000 сек. Синхронизация на такой выдержке прозволяет сфотографировать резвящуюся в бассейне модель с замороженными брызгами воды. В предметной фотосъемке скоростная синхронтзация позволяет сфотографировать разбивающиеся о поверхность капли жидкости. Подобные кадры в студии позволяет сфотографировать только очень дорогое импульсное осветительное оборудование, генерирующее очень интенсивный и короткий пучок света. Единственным, но немаловажным препятствием в данном виде использования портативных фотовспышек является невозможность использования отражателей в любой форме. Отраженный свет имеет более длинный импульс и, соответственно не будет синхронизироваться с фотоаппаратом на короткой выдержке.

Конечно о том что портативные системные фотовспышки могут полность заменить во время фотосъемки студийные осветители речи не идет. Но согласитесь, что при покупке фотокамеры все равно встает вопрос о приобретения фотовспышки. Затем уровень фотографа повышается и хочется как то улучшить процесс фотосъемки. Почему бы вместо покупки дешевых импульсных студийных осветителей не попробывать приобрести еще хотя бы одну вспышку? Можно даже не покупать на начальном этапе под нее штатив, а просто попросить кого-нибудь во время фотосъемки подержать вторую фотовспышку в нужном вам положении. Вы увидите, что рисунок света в этом случае существенно изменится в лучшую сторону: пропадет эффект «красных глаз», появятся более мягкие очертания фотографируемого объекта и т.д.

Пример использования портативных фотовспышек для фотосъемки людей на улице без дополнительных приспособлений.

Фотосъемка портрета на улице с применением системных портативных фотовспышек.

Пример использования системных фотовспышек при фотосъемке портрета на улице с применением «утепляющего» цветного фильтра на фотовспышке.

После оценки всех получаемых преимуществ вторая фотовспышка навсегда займет место в вашем кофре, а его вес от этого увеличится не существенно. В дальнейшем, при вашем развитии как фотографа вы будете приобретать возможно самое современное и дорогое фотооборудование, но даже в этом случае заменить системные фотовспышки во многих случаях будет просто нечем. На загнивающем Западе многие фотографы работают с этим видом осветителей, умудряясь использовать при фотосъемке более десятка вспышек, добиваясь при этом поразительных фотографических эффектов. Попробуйте сами, тем более, что для этого не требуется больших материальных затрат.