Фотосъемка изображений сверхбольшого разрешения

Часто заказчик ставит задачу перед профессиональным фотографом создать изображение, по своим размерам превосходящее размеры, получаемые при помощи цифровых камер, даже самых современных. Всем известен способ решения таких задач, особенно, если объект съемки неподвижен. Это съемка в несколько кадров с последующим соединением кадров в одно изображение. Некий аналог панорамной фотосъемки. Но не всегда все так просто.

p2 1

Несколько лет назад, владелец помещения в Москве заказал художнику (группе художников) расписать потолок в духе живописцев итальянского возрождения. В какую сумму это обошлось я не знаю. Но у него появилась мысль повторить этот потолок, только в другом городе. Фотографический способ был выбран как менее затратный. Суть поступившего мне задания состояла в следующем. Произвести с максимальной точностью фотосъемку изображения на потолке размером 6х13 метров, изготовить файл, с которого можно распечатать дубликат на бумаге или холсте и в дальнейшем можно наклеить на потолок.

Разбиваем задание на два этапа, первый этап непосредственно фотосъемка, второй - сборка изображения в наиболее подходящей для этого программе. Ничего особенно сложного, но на каждом этапе обнаружились свои подводные камни, которые пришлось по возможности предусмотреть заранее. Заказчик уже обращался к услугам двух профессиональных фотографов, они не смогли справиться с заданием и предоставить удовлетворяющий результат.

Задача по фотосъемке сформулирована достаточно полно. Имеется помещение размером 6х13 метров, на потолке нанесен рисунок, расстояние от пола до потолка 5 метров. Рисунок на потолке неабстрактный, есть кривые линии, а есть и прямые. Искажения геометрии, связанные с дисторсией объектива при таких размерах изображения будут слишком заметны. Для минимализации искажения картинки выбираем для съемки объектив с фокусным расстоянием 100 мм, в моем случае Canon L 2,8/100 macro usm. Объектив резкий, контрастный, но при расстоянии до потолка пять метров объектив вмещает довольно небольшую часть общего изображения в кадре, в результате для того, чтобы снять потолок полностью, пришлось сделать 168 кадров. Для облегчения перемещений при фотосъемки штатив с камерой был установлен на колеса, камера на штативе опущена максимально низко. Положение камеры (параллельность плоскости матрицы и потолка) выставлено при помощи уровня. Чтобы ровно осветить всю плоскость потолка при фотосъемке и не получить на нем никаких бликов или затемненных областей, мы застелили пол листами белой бумаги и свет от осветителей направили вниз, расставив их по всей площади помещения. Сложность возникла при перемещении штатива с камерой. Так как у нас не было, да и не могло быть никаких приспособлений для того, чтобы перемещать камеру на ровные расстояния после каждого кадра и исключения смещений вокруг своей оси, пришлось сразу смириться с мыслью, что сборка будет производиться вручную просто в Photoshop. Для удобства пользования и контроля за отснятыми кадрами фотокамеру подключили к ноутбуку, фотосъемку производили в программе Capture One, имея возможность контролировать каждый кадр непосредственно при фотосъемке и следя за тем, чтобы в кадр попадало то, что нужно и обеспечивался необходимый нахлест с предыдущими кадрами для облегчения сборки в дальнейшем. Можно было бы проявить чудеса сообразительности, расчертить на бумаге сектора, с указанием точки положения камеры при перемещении на каждый кадр, прикрепить к камере отвес для совмещения с центром сектора при каждом перемещении и т.д., но на фотосъемку был выделен всего один вечер, а потолков в результате оказалось три. Так что на данные изыски просто не хватило бы времени. Фотосъемка и так заняла около 6-ти часов. Был получен необходимый фотоматериал, над которым предстояла еще очень большая работа.

При фотосъемке одного потолка по частям получилось 168 кадров. Хоть я и старался соблюдать равномерное перемещение штатива с камерой от кадра к кадру, и максимально минимизировать при фотосъемке смещения камеры вокруг оси, но полностью этого избежать не удалось. Следующим сюрпризом стал размер получаемого кадра. Просто открытый в программе Photoshop прямоугольник белого цвета со сторонами 600 см. на 1300 см. и разрешением 300 dpi имел размер 3,4 Гб. Собирать в слоях такое изображение, картинку к картинке, при помощи Macbook Pro 13 с оперативной памятью 8 Гб оказалось просто невозможно. Разрешение снизили до 72 dpi, более чем приемлемого в наших условиях, и все равно, работа по сборке заняла довольно много времени.

Для облегчения процесса сборки разбил изображение на три части, это сразу уменьшило вес собираемого файла и позволило работать в Photoshop более свободно. Использовал подключаемый монитор 27 дюймов. Опять сюрприз, при таком количестве кадров с фотокамеры Canon 5D MarkIII размер собираемого изображения получался излишне большим, RAW с камеры для решения этой проблемы конвертировались в tiff 70%. Кадр к кадру собирался как пазл. Окончательным действием необходимо было сложить части вместе. Помимо сборки изображения, предстояла еще работа по ретуши, т.к. изображение на потолке разбивалось поперечной балкой, но это уже обычная работа, заострять внимание на которой я не стану. В результате получилось изображение 17008х36850 пикс. , что составляет эквивалент цифровой камере более 600 Мпикс.

Размер файла, качество полученного изображения и возможность его дальнейшего применения полностью совпали с представлениями заказчика.

p2

p2 12